Наше пятидневное путешествие по Боснии и Герцеговине на машине

В конце февраля уже достаточно потеплело, и мы решили съездить на несколько деньков в Боснию на машине. Маршрут планировали заранее, выбирая самые интересные места: Столац, Мостар, Яйце, Сараево, Горажде. Что у нас из этого получилось, читайте ниже. В конце поста самых стойких ждёт небольшой видео-ролик о поездке и карта с маршрутом, а бюджет поездки я распишу в отдельном посте.

Автопутешествие в Боснию и Герцеговину

День первый. Будва — [Требинье] — Столац — Благай — Мостар

Накануне отъезда мы встретились с прокатчиком и перезаключили договор на аренду машины: обновили даты, проверили гринкард и добавили надпись, что машина может выезжать за границы Черногории. Раз сто проверили все документы перед выездом. Собрали рюкзаки, заправили машину, поехали!

Аренда машины в Черногории. Наш опыт и инструкция

Как мы границу Черногории с Боснией проходили

Чем ближе мы подъезжали к границе, тем хуже становилась погода. Мерзкий дождь, ветер. Откуда? По прогнозу солнце обещали!

На границе черногорский пограничник взял документы и чуть ли не сразу «закатил глаза»:

— Всё, — говорит, — едьте обратно в Подгорицу, у вас бумажка договора аренды машины криво оторвана.

— Как в Подгорицу? Мы в Сараево едем, нам ещё друга в аэропорту встречать! — отвечаю я.

— Нет, — говорит. — Вот тут две буквы не могу прочитать. Едьте в Подгорицу.

— Но я не могу ехать в Подгорицу! — объясняю я ему на английском. — Мне в Сараево нужно, на самолёт.

Пограничник театрально качает головой, смотрит на договор аренды, ещё раз закатывает глаза а-ля «пропало всё». После минут пяти пререканий указывает рукой  на стоянку, а потом на здание: паркуйся и заходи к моему начальнику поговорить.

Бланк договора на аренду авто

Я паркуюсь, звоню прокатчику машины, тот высылает мне копию договора по whatsapp. Захожу в комнату, начинаю объяснять ситуацию и показывать договор. Начальник машет мне рукой, мол, это ерунда, мне это не интересно. Сейчас что-нибудь другое найду. Смотрит на меня, начинает расспрашивать, куда еду, зачем, на сколько. Листает мой паспорт, потом сканирует его и … бинго!

Оказывается, в туристическом центре нас зарегистрировали не на 28 дней, как мы рассчитывали, а на 27. А заплатили мы за 28. Хорошо, что я взяла с собой розовые бумажки — чеки об оплате. Ещё минут десять разговоров, я упрямо повторяю, что мне вот очень нужно в Сараево, показываю оплаченные брони жилья, и начальник отдаёт мне паспорта и отпускает. Фууух.

На боснийской стороне пограничник сказал «Добар дан», спросил, куда едем, и поставил штампик. Всё. И дождь как-то прекратился, и распогодилось.

Требинье — Столац

В сам Требинье мы заезжать не стали, т.к. были уже в городке. Я писала несколько постов о нём, их можно найти по ссылке.

По дороге в Столац заехали в пещеру Ветреницу, но, как и ожидалось, всё закрыто. В не сезон, чтобы попасть в пещеру, нужно заранее договариваться со смотрителем, а мы этот момент упустили. Расписание и подробную информацию можно найти на официальном сайте пещеры.

В Столац приехали проголодавшимися. Сам городок небольшой и весь избитый. Смотреть толком нечего. Старый город не вдохновил. Из заведений — спорт. бары, две пекары и кафе.

Столац, Босния и Герцеговина

В Столац-то мы не поесть приехали, хотя надежда перекусить была, а увидеть средневековый некрополь. Сам некрополь находится за городом, где-то в 9 км по направлению к Мостару. Пропустить некрополь невозможно. Он расположен прямо у дороги. Большие каменные надгробия и кипарисы видно с дороги.

Некрополь в Столац, Босния и Герцеговина

А вот такое сразу напротив некрополя:

Столац, Босния и Герцеговина

Благай

В Благай мы приехали уже ближе к вечеру. В старом городе — ни души. Припарковались, пошли прогуляться. Зашли в мусульманскую эко-деревню 18-ого века. Хоть она и закрыта на ремонт, один из рабочих провёл нам интересную экскурсию. Долго и подробно рассказывал, как устроены дома, объяснил, что гарем — это не то, чем привыкло его считать большинство людей, что ислам — это мирная религия и много ещё всего. Интересно, но голод как-то не перебило.

Благай, Босния и Герцеговина

В Благае нашли банкомат, сняли денег — обзавелись боснийскими марками.

Мостар

В Мостар приехали уже в сумерках. Оказалось, что жильё, которое мы забукали на airbnb, без адреса — лишь точка на карте. Давай кружить, искать, как подъехать: там одностороннее, тут одностороннее. Приехали. Точка на карте указывала на один из девятиэтажных домов, а в airbnb ни номера квартиры, ни номера дома. Как я так не заметила?

Написала хозяину, через пять минут к машине подошла женщина. Оказывается, спать мы будем не в девятиэтажке, а в частном доме.

Где мы ночевали в Мостаре

Пару слов о самом жилье. Т.к. в Мостаре мы планировали остановиться на одну ночь, то к жилью особых требований не было. Сначала я даже хостел нашла — 10$ за койку. А потом нашла квартиру за 20$ с бесплатной парковкой. Ну его, этот хостел :)

Квартира оказалась этажом в частном доме. Внутри — кухня, ванная и спальня. Очень тепло, даже жарко.

Посмотреть «Апартаменты Тео» на букинге >>

Хозяйка на удивление хорошо говорила по-английски. Нарисовала нам подробную карту, рассказала, куда идти, что посмотреть, и, главное, где вкусно и недорого поесть.

— Тут, — говорит, — за углом, недорогой хороший ресторан.

Ресторан действительно оказался за углом, в двух шагах от дома. У ресторана свой сад, красивая дорожка с подсветкой. Внутри всё как положено. Пока официант вёл нас к столику, я думала «Как в таком месте могут быть низкие цены?» Что ж, уже интересно проверить, что в понимании наших хозяев «недорого покушать». А ресторан действительно оказался недорогим и вкусным.

Что посмотреть в Мостаре

За вечер обошли весь Старый город, посмотрели на знаменитый мост, сделали пару фото.

Мостар, Босния и Герцеговина

Нашли статую Брюса Ли, тоже сфотали на память. Но сфотали по-особому, с подсветкой :)

Про Мостар напишу отдельный пост, хороший городок, со своей изюминкой.

День второй. Мостар — Сараево

Встали с утра пораньше, чтобы успеть прогуляться по Мостару. Под покровом ночи не было видно пулевых ранений города.

Мостар, Босния и Герцеговина

Стоило нам остановиться на мостаровском мосту, как тут же к нам подошел босниец. Началось всё стандартно: откуда вы, а русские, Россия, здравствуйте, я гид, дёшево покажу Мостар. А нам-то не надо. Спасибо, мы уже всё посмотрели, что хотели. И тут понеслась: босниец начал рассказывать, что недавно сгорел его дом, и что на нём — единственная его одежда, и что он не ел, и нет денег, и что-то ещё.

Как думаете, развод это или правду говорил босниец? Мы от него еле отвязались.

От Мостара до Сараево 130 км пути. Дорога идёт вдоль реки Неретвы. Сказать, что живописно — ничего не сказать. И природа, и мосты, и акведуки, и туннели… Жаль, что погода была хмурая.

По дороге в Сараево, путешествие по Боснии

А ещё — горные вершины, покрытые снегом. Как же они меня вдохновляют!

Ближе к Сараево есть платная магистраль. Проезд стоит 2.5 марки, что приблизительно 1.25 евро. Магистраль прекрасна. Прекрасны туннели, прекрасна цена. Всё прекрасно!

После того, как мы встретили друга в аэропорту и заселились в квартиру, которая достойна отдельного поста, нельзя было не пойти гулять в старый город. А если учесть, что квартира в 5-ти минутах ходьбы от него, то не пойти прогуляться было бы глупостью. Интересно, что хозяин квартиры сказал нам: «Оставьте свою машину в гараже. Пользуйтесь общественным транспортом или такси — у нас сумасшедшие водители.»

Сараево, путешествие по Боснии и Герцеговине

Я никогда не думала, что Босния и Герцеговина настолько восточная страна. Чуть ли не в центре Европы-то! А тут тебе и восточные сладости, и кофе в турках, и базар, и пряности, и повсюду пики мечетей.

А ещё в Сараево очень много антикварных лавок. Очень.

День третий. Сараево

Дождь. Серый непрекращающийся дождь целый день. Сходили в Старый город, купили зонтики. Но что-то гулять под дождём, пусть даже под зонтиком, совсем не хочется. Сидим дома. Хорошо, хоть гамак есть. Можно целый день колбаской лежать и представлять, что это Таиланд.

Игорь в гамаке, Босния и Герцеговина

В старом городе Сараево много вкусных ресторанов. Все они оформлены со вкусом, и сидеть внутри очень приятно, если бы ещё никто не курил. Сигаретный дым столбом — типично для Балкан.

День четвёртый. Сараево

Проснулась ночью от боли в шее. Затекла, бывает. Подушка высокая какая-то.

Утром проснулась, умылась и поняла, что не шея затекла, а возраст разогнуться я даже не могу. Лежать больно, сидеть невозможно, дышать, кушать — всё через боль. Вот так бывает, когда нерв защемляет.

Целый день пыталась найти позицию, в которой а) не больно лежать б) не затекает спина в) можно дышать.

Думала о том, что завтра нужно сдавать квартиру и ехать почти 300 км домой. А за окном дождь.

Внезапно на телефон пришло уведомление, что кто-то в Благае обналичил мою банковскую карту. Проверила счет — сняли всё до копейки. Бывают же дни.

День пятый. Сараево

Самочувствие моё улучшилось! Во-первых, диклофенак — крутая мазь. А во-вторых, оказалось, что в банке был какой-то сбой, и деньги все вернули обратно.

Всё же решили продлить квартиру ещё на день. Всё-таки пью и ем через боль. Лучше отлежаться перед дорогой, мне ж вести машину.

А другу нашему уже улетать пора, я расхрабрилась и даже пошла проводить его. Прогулялись пешком — дождя не было! Посадили друга на такси. Домой еле дошла. Порой я себя чувствую как ёжик, который на кактус лезет.

Сараево, путешествие по Боснии и Герцеговине

В Сараево очень много красивых зданий, с невероятными фасадами, но все они в плачевном состоянии:

Скамейка с usb-портами и на солнечных батареях. В Дубровнике, конечно, красивее. Но всё равно зачёт. Кстати, в Черногории такие же скамейки есть в Тивате.

День шестой. Дорога домой: река Пиво, озеро Пиво и почти 300 км весны

Проснулась ночью от боли в шее. С другой стороны уже. Представляете?! С одной полегчало, с другой прихватило! И смех, и слёзы. Утром я в отчаянии: опять не могу повернуться. Всё же решаем с Игорем ехать домой. А то так можно надолго в Сараево остаться.

Конечно, по пути уже никуда не заезжали, как планировали :( Дорога и так заняла целый день, и для меня стала настоящим испытанием. Началось всё с мелкого дождя, который превратился в снег на перевале в районе Никшича и в проливной дождь ближе к Подгорице. В Боснии, на подъезде к пограничному пункту Хум, дорогу вообще смыло. Границу прошли легко и быстро, никого не было. Пограничники откровенно скучали.

Если бы не проливной дождь, то я бы завалила вас фотографиями озера Пива (на самом деле, Пивское озеро) и реки Пиво. Всё это проносилось за окном, а я могла смотреть только прямо. Какая жаль :)

Места потрясающие. Каждый раз открываю что-то новое в Черногории, и каждый раз не верю, что так может быть. Эта страна поистине прекрасна!

Видео из поездки

Если видео не отображается, его можно посмотреть по этой ссылке.

Маршрут поездки

Если карта не отображается, её можно открыть по этой ссылке.

Привет! Меня зовут Татьяна, и я — автор этой статьи. Поделитесь статьёй с вашими друзьями: жмите лайк, делайте репост и подписывайтесь на нас Вконтакте. А я с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.

Что Вы думаете по этому поводу?

8 Комментари(я,ев) на "Наше пятидневное путешествие по Боснии и Герцеговине на машине"

avatar
Олег Кочетов
Гость

Очень интересный репортаж!!! И фотки классные! Спасибо!

Елена

Татьяна! Статья очень интересная, много полезной информации. Благодарю за то, что делитесь впечатлениями. Очень ценный опыт.

giharrr
Гость

вот так вот просто — обналичил карту????

Мария Анашина
Участник

Ну уж приключения! Немного грустная поездка показалась: красивейшие места, на на домах следы от пуль, все кажется очень неухоженным.

wpDiscuz
Жизнь непредсказуема! © life-thai.com, 2016 Блог о путешествиях "Жизнь непредсказуема!".
Копирование материалов запрещено и статьёй 146 УК РФ.