Наше пятидневное путешествие по Боснии и Герцеговине на машине

• Обновлено
  • eye
  • comment 17

В конце февраля уже достаточно потеплело, и мы решили съездить из Черногории на несколько деньков в Боснию на машине. Маршрут планировали заранее, выбирая самые интересные места: Столац, Мостар, Яйце, Сараево, Горажде. Что у нас из этого получилось, читайте ниже. В конце статьи карта с маршрутом поездки в Боснию из Черногории, а бюджет поездки я расписала в отдельной статье.

Автопутешествие в Боснию и Герцеговину

День первый. Будва — [Требинье] — Столац — Благай — Мостар

Я написала в отдельной статье о том, что нужно знать, собираясь ехать в Боснию самостоятельно.

Накануне отъезда мы встретились с прокатчиком и перезаключили договор на аренду машины: обновили даты, проверили гринкард и добавили надпись, что машина может выезжать за границы Черногории. Раз сто проверили все документы перед выездом. Собрали рюкзаки, заправили машину, поехали!

Как мы границу Черногории с Боснией проходили

Чем ближе мы подъезжали к границе, тем хуже становилась погода. Мерзкий дождь, ветер. Откуда? По прогнозу солнце обещали!

На границе черногорский пограничник взял документы и чуть ли не сразу «закатил глаза»:

— Всё, — говорит, — едьте обратно в Подгорицу, у вас бумажка договора аренды машины криво оторвана.

— Как в Подгорицу? Мы в Сараево едем, нам ещё друга в аэропорту встречать! — отвечаю я.

— Нет, — говорит. — Вот тут две буквы не могу прочитать. Едьте в Подгорицу.

— Но я не могу ехать в Подгорицу! — объясняю я ему на английском. — Мне в Сараево нужно, на самолёт.

Пограничник театрально качает головой, смотрит на договор аренды, ещё раз закатывает глаза а-ля «пропало всё». После минут пяти пререканий указывает рукой  на стоянку, а потом на здание: паркуйся и заходи к моему начальнику поговорить.

Бланк договора на аренду авто

Я паркуюсь, звоню прокатчику машины, тот высылает мне копию договора по whatsapp. Захожу в комнату, начинаю объяснять ситуацию и показывать договор. Начальник машет мне рукой, мол, это ерунда, мне это не интересно. Сейчас что-нибудь другое найду. Смотрит на меня, начинает расспрашивать, куда еду, зачем, на сколько. Листает мой паспорт, потом сканирует его и … бинго!

Оказывается, в туристическом центре нас зарегистрировали не на 28 дней, как мы рассчитывали, а на 27. А заплатили мы за 28. Хорошо, что я взяла с собой розовые бумажки — чеки об оплате. Ещё минут десять разговоров, я упрямо повторяю, что мне вот очень нужно в Сараево, показываю оплаченные брони жилья, и начальник отдаёт мне паспорта и отпускает. Фууух.

На боснийской стороне пограничник сказал «Добар дан», спросил, куда едем, и поставил штампик. Всё. И дождь как-то прекратился, и распогодилось.

Требинье — Столац

В сам Требинье мы заезжать не стали, т.к. были уже в городке. Я писала несколько постов о нём, их можно найти по ссылке.

По дороге в Столац заехали в пещеру Ветреницу, но, как и ожидалось, всё закрыто. В не сезон, чтобы попасть в пещеру, нужно заранее договариваться со смотрителем, а мы этот момент упустили. Расписание и подробную информацию можно найти на официальном сайте пещеры.

В Столац приехали проголодавшимися. Сам городок небольшой и весь избитый. Смотреть толком нечего. Старый город не вдохновил. Из заведений — спорт. бары, две пекары и кафе.

Столац, Босния и Герцеговина

В Столац-то мы не поесть приехали, хотя надежда перекусить была, а увидеть средневековый некрополь. Сам некрополь находится за городом, где-то в 9 км по направлению к Мостару. Пропустить некрополь невозможно. Он расположен прямо у дороги. Большие каменные надгробия и кипарисы видно с дороги.

Некрополь в Столац, Босния и Герцеговина

А вот такое сразу напротив некрополя:

Столац, Босния и Герцеговина

Благай

В Благай мы приехали уже ближе к вечеру. В старом городе — ни души. Припарковались, пошли прогуляться. Зашли в мусульманскую эко-деревню 18-ого века. Хоть она и закрыта на ремонт, один из рабочих провёл нам интересную экскурсию. Долго и подробно рассказывал, как устроены дома, объяснил, что гарем — это не то, чем привыкло его считать большинство людей, что ислам — это мирная религия и много ещё всего. Интересно, но голод как-то не перебило.

Благай, Босния и Герцеговина

В Благае нашли банкомат, сняли денег — обзавелись боснийскими марками.

Мостар

В Мостар приехали уже в сумерках. Оказалось, что жильё, которое мы забукали на airbnb, без адреса — лишь точка на карте. Давай кружить, искать, как подъехать: там одностороннее, тут одностороннее. Приехали. Точка на карте указывала на один из девятиэтажных домов, а в airbnb ни номера квартиры, ни номера дома. Как я так не заметила?

Написала хозяину, через пять минут к машине подошла женщина. Оказывается, спать мы будем не в девятиэтажке, а в частном доме.

Где мы ночевали в Мостаре

Пару слов о самом жилье. Т.к. в Мостаре мы планировали остановиться на одну ночь, то к жилью особых требований не было. Сначала я даже хостел нашла — 10$ за койку. А потом нашла квартиру за 25$ с бесплатной парковкой. Ну его, этот хостел 🙂 Оставлю ссылку на страницу Urban Residence Apartments на букинге, вдруг кому пригодится.

Хозяйка на удивление хорошо говорила по-английски. Нарисовала нам подробную карту, рассказала, куда идти, что посмотреть, и, главное, где вкусно и недорого поесть. «Тут, — говорит, — за углом, недорогой хороший ресторан».

Ресторан действительно оказался за углом, в двух шагах от дома. У ресторана свой сад, красивая дорожка с подсветкой. Внутри всё как положено. Пока официант вёл нас к столику, я думала «Как в таком месте могут быть низкие цены?» Что ж, уже интересно проверить, что в понимании наших хозяев «недорого покушать». А ресторан действительно оказался недорогим и вкусным.

Ещё хорошие отели в Мостаре:

Little Rock Rooms 3* — апартаменты с бесплатной парковкой в шаговой доступности от старого города.

Hostel Musala — чистый уютный хостел с номером на двоих за 23$.

Guest House Nana — недорогой гест с хорошими отзывами.

Hotel Bristol 4* — отель прямо у реки Неретва, просторные номера, вкусный завтрак.

Villa Park 3* — апартаменты с видом на реку Неретва и прекрасными отзывами.

Что посмотреть в Мостаре

За вечер обошли весь Старый город, посмотрели на знаменитый мост, сделали пару фото.

Мостар, Босния и Герцеговина

Нашли статую Брюса Ли, тоже сфотали на память. Но сфотали по-особому, с подсветкой 🙂

Про Мостар написала отдельный пост, хороший городок, со своей изюминкой.

День второй. Мостар — Сараево

Встали с утра пораньше, чтобы успеть прогуляться по Мостару. Под покровом ночи не было видно пулевых ранений города.

Мостар, Босния и Герцеговина Мостар, Босния и Герцеговина Мостар, Босния и Герцеговина

Стоило нам остановиться на мостаровском мосту, как тут же к нам подошел босниец. Началось всё стандартно: откуда вы, а русские, Россия, здравствуйте, я гид, дёшево покажу Мостар. А нам-то не надо. Спасибо, мы уже всё посмотрели, что хотели. И тут понеслась: босниец начал рассказывать, что недавно сгорел его дом, и что на нём — единственная его одежда, и что он не ел, и нет денег, и что-то ещё.

Как думаете, развод это или правду говорил босниец? Мы от него еле отвязались.

От Мостара до Сараево 130 км пути. Дорога идёт вдоль реки Неретвы. Сказать, что живописно — ничего не сказать. И природа, и мосты, и акведуки, и туннели… Жаль, что погода была хмурая.

По дороге в Сараево, путешествие по Боснии

А ещё — горные вершины, покрытые снегом. Как же они меня вдохновляют!

Ближе к Сараево есть платная магистраль. Проезд стоит 2.5 марки, что приблизительно 1.25 евро. Магистраль прекрасна. Прекрасны туннели, прекрасна цена. Всё прекрасно!

После того, как мы встретили друга в аэропорту и заселились в квартиру, которая достойна отдельного поста, нельзя было не пойти гулять в старый город. А если учесть, что квартира в 5-ти минутах ходьбы от него, то не пойти прогуляться было бы глупостью. Интересно, что хозяин квартиры сказал нам: «Оставьте свою машину в гараже. Пользуйтесь общественным транспортом или такси — у нас сумасшедшие водители.»

Сараево, путешествие по Боснии и Герцеговине Сараево, путешествие по Боснии и Герцеговине

Я никогда не думала, что Босния и Герцеговина настолько восточная страна. Чуть ли не в центре Европы-то! А тут тебе и восточные сладости, и кофе в турках, и базар, и пряности, и повсюду пики мечетей.

А ещё в Сараево очень много антикварных лавок. Очень.

День третий. Сараево

Дождь. Серый непрекращающийся дождь целый день. Сходили в Старый город, купили зонтики. Но что-то гулять под дождём, пусть даже под зонтиком, совсем не хочется. Сидим дома. Хорошо, хоть гамак есть. Можно целый день колбаской лежать и представлять, что это Таиланд.

Игорь в гамаке, Босния и Герцеговина

В старом городе Сараево много вкусных ресторанов. Все они оформлены со вкусом, и сидеть внутри очень приятно, если бы ещё никто не курил. Сигаретный дым столбом — типично для Балкан.

День четвёртый. Сараево

Проснулась ночью от боли в шее. Затекла, бывает. Подушка высокая какая-то.

Утром проснулась, умылась и поняла, что не шея затекла, а возраст разогнуться я даже не могу. Лежать больно, сидеть невозможно, дышать, кушать — всё через боль. Вот так бывает, когда нерв защемляет.

Целый день пыталась найти позицию, в которой а) не больно лежать б) не затекает спина в) можно дышать.

Думала о том, что завтра нужно сдавать квартиру и ехать почти 300 км домой, я — единственный водитель, а за окном льёт дождь.

Внезапно на телефон пришло уведомление, что кто-то в Благае обналичил мою банковскую карту. Проверила счет — сняли всё до копейки. Бывают же дни.

День пятый. Сараево

Самочувствие моё улучшилось! Во-первых, диклофенак — крутая мазь. А во-вторых, оказалось, что в банке был какой-то сбой, и деньги все вернули обратно.

Всё же решили продлить квартиру ещё на день. Всё-таки пью и ем через боль. Лучше отлежаться перед дорогой, мне ж вести машину.

А другу нашему уже улетать пора, я расхрабрилась и даже пошла проводить его. Прогулялись пешком — дождя не было! Посадили друга на такси. Домой еле дошла. Порой я себя чувствую как ёжик, который на кактус лезет.

Сараево, путешествие по Боснии и Герцеговине

В Сараево очень много красивых зданий, с невероятными фасадами, но все они в плачевном состоянии:

Скамейка с usb-портами и на солнечных батареях. В Дубровнике, конечно, красивее. Но всё равно зачёт. Кстати, в Черногории такие же скамейки есть в Тивате.

День шестой. Дорога домой: река Пиво, озеро Пиво и почти 300 км весны

Проснулась ночью от боли в шее. С другой стороны уже. Представляете?! С одной полегчало, с другой прихватило! И смех, и слёзы. Утром я в отчаянии: опять не могу повернуться. Всё же решаем с Игорем ехать домой. А то так можно надолго в Сараево остаться.

Конечно, по пути уже никуда не заезжали, как планировали 🙁 Дорога и так заняла целый день, и для меня стала настоящим испытанием. Началось всё с мелкого дождя, который превратился в снег на перевале в районе Никшича и в проливной дождь ближе к Подгорице. В Боснии, на подъезде к пограничному пункту Хум, дорогу вообще смыло. Границу прошли легко и быстро, никого не было. Пограничники откровенно скучали.

Если бы не проливной дождь, то я бы завалила вас фотографиями озера Пива (на самом деле, Пивское озеро) и реки Пиво. Это одно из красивейших мест в Черногории, которые я занесла в свой топ достопримечательностей страны.

Места потрясающие. Каждый раз открываю что-то новое в Черногории, и каждый раз не верю, что так может быть. Эта страна поистине прекрасна!

Маршрут поездки

Если карта не отображается, её можно открыть по этой ссылке.

на фото

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на своём сайте.
Больше 12 лет я путешествую и создаю путеводители по разным странам. Всю информацию я проверяю на своём личном опыте и регулярно обновляю гайды, поддерживая их в актуальном состоянии.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Сообщать о
guest
17 Комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии
Наталья
26 ноября, 2019 17:39

Здравствуйте, Татьяна.
Расскажите, пожалуйста, о дороге из Мостара в Сараево. Судя по гугл карте она не опасная и не сложная? Вроде широкая, где-то я даже увидела четыре полосы.
И про дорогу из Сараево в Никшич через Хум. Вы пишете,что это было целое испытание. Только из-за дождя? Как выглядит сама дорога? Как в горном районе Черногории? С одной стороны скала с другой обрыв? Есть серпантины? Слепые повороты? Не могу разглядеть на гугл карте. И нигде не могу найти описание.
Очень хочу поехать по такому же маршруту и боюсь, что по незнанию столкнусь с неожиданной опасностью.
Ранее я ездила в Жабляк через Никшич. Эта трасса была вполне сносна для меня.Спасибо.

Наталья
30 ноября, 2019 11:48
Ответ для   Татьяна

Татьяна, спасибо Вам за ответ.

julia
28 марта, 2019 18:14

Добрый день! спасибо за статью! мы собираемся ехать как раз тем же маршрутом. только я дорогу побавиваюсь, ту, что после Фоча к границе с Черногорией. у вас в феврале ее смыло, а про апрель не слышали — как там? можно ли рискнуть ?

Ольга
16 мая, 2018 14:19

«… в туристическом центре нас зарегистрировали не на 28 дней…»
Подскажите, пожалуйста, мы будем ехать из Черногории (прилетаем из Украины, билеты брали сами, без турагенства) в Боснию, а потом в Хорватию на арендованной машине. Где находится «туристический центр» в котором надо регистрироваться и зачем это делать? Заранее Благодарна)

Ксения
26 марта, 2018 11:17

Здравствуйте! Подскажите, как добраться экономно с Украины в Боснию и Герцеговину? Чтоб сделать такой же тур как у вас. Спасибо! А то авиа перелет стоит с Киев-Сараево от 300 евро /чел.

Олег Кочетов
31 марта, 2016 15:13

Очень интересный репортаж!!! И фотки классные! Спасибо!

Елена
30 марта, 2016 15:14

Татьяна! Статья очень интересная, много полезной информации. Благодарю за то, что делитесь впечатлениями. Очень ценный опыт.

giharrr
30 марта, 2016 14:20

вот так вот просто — обналичил карту????

Мария Анашина
30 марта, 2016 14:09

Ну уж приключения! Немного грустная поездка показалась: красивейшие места, на на домах следы от пуль, все кажется очень неухоженным.