Итоги мая: переезд, снятие коронавирусных ограничений в Черногории и походы по горам

• Обновлено
  • eye
  • comment 5

Май получился по-настоящему ярким, жизнерадостным и бодрым месяцем. Хочу поделиться этим настроением с вами в итогах месяца про жизнь в Черногории, переезд из Будванской ривьеры на Боко-которское побережье, про закаты и походы по горам.

← Итоги апреля

Май в картинках

Самое главное в мае — это сначала коронавирусные послабления в Черногории, потом излечение последнего больного (нового, которого внезапно нашли, отправили на вертолете в Сербию) и практически полное снятие всех ограничений. Стало можно ездить по стране, возить других людей, заработали фитнес-центры, такси, парикмахерские, маникюрные и, главное, кафе/рестораны!

🎊 Забегая вперед скажу, что 3 июня правительство Черногории объявило об окончании эпидемии коронавируса в Черногории.
Снятие коронавирусных ограничений в Черногории

В Порто Монтенегро открылись кафешки, и черногорцы снова занимаются любимым делом — пьют кафу. В первый вечер после открытия даже салют был 🙂

Кстати, все эти открывшиеся кафешки — чудовищный удар по семейному бюджету 😀 В период карантина у нас сильно уменьшились траты на жизнь, а что случится с расходами теперь — посмотрим в итогах июня.

Май получился красивым и ярким. Мы переехали из Бечичи в Тиват и словно попали в другой мир. Те, кто подписан на мой инстаграмм, успели заметить эту перемену. Теперь мы живем у залива и у горы одновременно. Для меня это как джек-пот выиграть: хочешь иди к морю, хочешь иди в гору. Первую половину месяца мы гуляли вдоль залива, а потом начали исследовать хребет Врмац.

Закаты в Боке Которской сильно красивее закатов в Бечичи

Набережная в Тивате (та, которая в Селяново) неказистая, но зато закат с видом на яхты

Донья Ластва в Черногории на закате

В Доньей Ластве тоже отличные закаты

Мы гуляли и в сторону Тивата, и в сторону Доньей Ластвы. Самое дальнее, куда доходили — это в Столив.

Закаты в Боко-Которском заливе

Гигантские черногорские кусты алоэ в Доньей Ластве, которые называются как-то иначе, но я все время забываю как

Умиротворение

Маленькие деревеньки вдоль залива — это та Черногория, в которую влюбляешься с первого взгляда. Уютно, атмосферно и очень-очень красиво.

Какой курорт Черногории выбрать в Боко Которском заливе

Лепетане — одна из небольших деревушек вдоль Боко-Которского залива

Столив в Черногории на закате

Столив — еще одна небольшая деревня вдоль залива

Тиватско-рисанский залив

Где-то между Лепетане и Доньей Ластвой

Дальше был день независимости Черногории. Черногорцы везде развесили свои красные флаги. Молодежь с флагами колесила по улицам городов на машинах, громко сигналя и что-то крича. Выглядело это так:

День независимости Черногории на фото

Моя любимая фотография с дня независимости

В феврале я рассказывала про поход к церкви Свети Вид. В один из майских вечеров мы решили прогуляться тем же маршрутом, только на самый верх к церкви не пошли, а свернули к исторической деревушке Горна Ластва. Получился отличный разминочный маршрут. Мы теперь стабильно несколько раз в неделю ходим к Горной Ластве в качестве тренировки. Правда, уже с другой стороны заходим. По тому маршруту слишком много пауков 😀

Пешие походы из Тивата по хребту Врмац

Горная Ластва находится на горе над Доньей Ластвой, чуть сбоку от Тивата. Часть зданий в деревне уже разрушены, а в части до сих пор живут люди.

Самый пока что длинный поход по Врмацу — это 20 км. Вышли утром, вернулись на закате. Одним днем прошли почти все тропы. Осталось всего несколько нехоженных маршрутов по Врмацу. Два самых интересных из оставшихся — это сходить в Горни Столив. Написала большую статью про хребет Врмац и походы по нему. Даже если вам не интересны походы, зайдите посмотреть фото, на Врмаце красиво.

Самостоятельный поход по хребту Врмац из Тивата
Хайкинг из Тивата по горе Врмац - полная инструкция

Где-то по дороге к самой высокой точке горы Vrmac

Достопримечательности и интересные места Врмаца

Такой вид открывается с обзорной площадки около австрийского форта Врмац. По ощущениям, раньше тут был наблюдательный пост — так аккуратно сложены камни в небольшую стену, за которой можно укрыться от ветра.

Самый отчаянный поход месяца — это поход к австрийским фортам Вериге и Биели Песак. Оба форта превращены в коровник. Дорога к ним «заминирована» коровами и забаррикадирована колючими кустами, хотя сохранилась отлично.

Корова в Черногории

Вот она — хранительница фортов Биели Песак и Вериге.

Вид с фортов отличный, но не стоит испорченной одежды и расцарапанных рук.

Форты Вериге и Биели Песак в Тивате

Фото сделано рядом с фотом Биели Песак. Красиво, но чтобы выйти на эту полянку, мне пришлось продраться сквозь колючки и собрать на себя всю паутину

Где-то между всей этой красотой прошло несколько дождей с песком. Местные называют такие дожди «грязный дождь», и по примете после грязных дождей холодов уже не бывает. Но в последние дни мая погода скуксилась, похолодало до +18С +20С, и зарядили дожди. Из-за этого мы не смогли съездить на Скадарское озеро, которое в мае особенно красиво. Но зато мы съездили посмотреть, как облака спускаются горных хребтов в Котор и другие городки на побережье, что тоже красиво.

Боко-Которский залив в дождливый день

Такой панорамный вид на залив открывается с серпантина над Котором

Дождь в мае в Черногории

Такой вид на залив где-то недалеко от Дражин Врт

Пераст по время дождя

Холодный дождливый Пераст, но ведь все равно красиво!

Пераст в мае

Я настолько замерзла, что Игорь отдал мне свою куртку. Но я все равно считаю, что май — один из лучших месяцев, чтобы увидеть Черногорию

Онлайн экскурсии. Вы ходили?

В мае я побывала на 3х онлайн-экскурсиях. Это новый тренд, но не всем будет интересен. Мне было интересно послушать про Амстердам, куда мы не попали из-за пандемии. Своеобразная подготовка к будущей поездке.

Экскурсии я брала на Трипстере и на Спутнике. На последнем сайте из любопытства взяла про Камбоджу. Больше всего онлайн-экскурсии напоминают вебинары про туристические места. Да, в экскурсии про Камбоджу гид вел трансляцию прямо с улицы. Но все равно было странное ощущение, что я попала на эфир к блогеру.

Мой отзыв такой: интересно, но нужно очень тщательно подходить к выбору экскурсий.

Про здоровье

В мае я наконец-то закончила пить гастро-таблетки, ураааа! Выход был не такой сложный как в прошлый раз, но всё равно веселья мало.

В середине месяца начала записывать в Samsung Health всё, что я ем, чтобы понимать, чего не хватает, и как скорректировать рацион. Узнала много нового о своем питании. Приложение считает, сколько каких нутриентов я получаю и недополучаю, и подсказывает, в каких продуктах искать недостоющее.

Отслеживаю питание в приложении Samsung Health

На скриншоте видно, что в моем питании катастрофически не хватает кальция. Это же сказала мне стоматолог после осмотра и посоветовала принимать кальций в таблетках.

Отдельно хочу сказать про переезд. В предыдущих итогах я не раз жаловалась на то, что мы живем на стройке. В Бечичи действительно очень много стройки, особенно около дома, в котором мы жили. Причем начиналась стройка в 7 утра. Я просыпалась от шума невыспавшаяся и вялая. Целый день маялась, сосредоточиться могла лишь в наушниках.

После переезда я стала высыпаться. Мне нужно меньше времени на сон. Я просыпаюсь сама и под пение птиц, а не из-за долбежки со стройки. Работоспособность увеличилась, концентрироваться легче в разы. Получилось небольшое невольное исследование влияния шума на организм.

Про проекты

Май — месяц взлетов и падений. Игорю написал издатель с выгодным предложением. Мы подумали и решили согласиться. Риски минимальные: в худшем случае мы получим опыт, как не нужно делать. Причем опыт этот будет за чужой счет. В лучшем — небольшую горку золота 😀

Пока шли переговоры с издателем, опять всплыла проблема, как получить деньги. Сейчас нам их приходится в прямом смысле добывать, несмотря на то, что у нас открыта фирма. Но черногорские банки не разрешают принимать международные платежи. Начали искать, где можно еще открыть юр. лицо, чтобы легально принимать переводы. И вот тут опять всплыла наша северокорейская прописка.

Как бы странно сейчас это не прозвучало, но почитайте условия работы с любой крупной международной организацией. Везде будет оговорка мелким шрифтом «Мы не работаем с Ираном, Северной Кореей и Крымом.» Объективно выход всего один: менять прописку.

Что ж, система победила. На этот раз.

Моя продуктивность в мае

Rescue time насчитал только 10% непродуктивного времени. По-моему, это отличный показатель!

Чем занималась:

• Попыталась реанимировать образовательный сайт. Больше из-за спортивного интереса, серьезных надежд я на него не возлагаю. Сделала всю техническую часть, как просил Google. Но трафика стало еще меньше 😀 Сезонность дает о себе знать.
  • Опять начала вести свой инстаграмм. На этот раз уже с более четкими целями и тематикой. Подготовить пост с текстом и фотографиями занимает 2-3 часа. Это быстрее, чем сделать пост для блога, но все равно чувствую себя медленной улиткой. Интересно, у всех так? Правда, перед тем, как начать постить, я просчитала экономическую составляющую ведения инсты, и дебет с кредитом не сошелся, что поубавило энтузиазма. Решила, что буду постить в свой закатограмм регулярно, но не каждый день.
  • Работала над редизайном главной страницы блога. Эта задача висит у меня уже несколько лет, а в черновиках лежит несколько вариантов редизайна. Но все не то, все не нравится. А почему? Потому что новый дизайн должен решать определенные задачи, а не быть просто новым. Составила список целей, которых хочу добиться редизайном. Нашла референсы. Накидала прототип. Обсудила с Игорем, показала знакомой дизайнеру. Внесла правки. Выкинула все наброски и начала с нуля 😀 Что получилось в итоге, вы можете сейчас видеть на главной. Интересно услышать ваше мнение в комментариях.
  • Поправила пару технических моментов в темах для сайтов.

Про книги

Весь май я ленилась читать. Как-то очень туго у меня сейчас идут книги. Начала читать книгу про борт-проводниц «Добро пожаловать на борт!» только из-за того, что когда-то у меня была шальная мечта стать стюардессой. Но писать код мне нравилось все-таки больше 🙂

Книга очень спокойная, местами даже нудная, с ужасным переводом. Это сборник воспоминаний и историй из жизни борт-проводниц, начиная аж с момента их решения стать стюардессой. Вот несколько цитат из книги:

«Все люди спрашивали кофе или чай, – рассказывает она [стюардесса]. – Пока я не подошла к монашке во втором ряду, которая заказала виски с содовой. Так рано утром! Я говорю: «Сестра, сейчас только семь часов, ведь так нельзя!»

«Is this quite normal?» – спросил меня однажды пассажир. Это было примерно в 1985 году, – рассказывает Тео, ветеран Sabena. – После этого вопроса я посмотрел в иллюминатор. И что я увидел? «МиГ» – советский истребитель! Он летел так близко от нас, что я даже мог разглядеть пилота. Его взгляд был строгим, потому что от коммунистов он получил задание нас перехватить.

Мы, женщины, должны были постоянно проходить эстетическую комиссию. Мужчины – нет. Хорошо еще, что нам не надо было выигрывать призы в конкурсах красоты. Приличный внешний вид – вот что было самым главным.

На этом всё. Спасибо, что читаете блог. Жду ваших комментариев!

на фото

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на своём сайте.
Больше 12 лет я путешествую и создаю путеводители по разным странам. Всю информацию я проверяю на своём личном опыте и регулярно обновляю гайды, поддерживая их в актуальном состоянии.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Сообщать о
guest
5 Комментариев
Inline Feedbacks
Показать все комментарии
Виктор
7 июня, 2020 04:05

Как всегда интересно! И чувствуется живая интонация автора. У вас как в буддизме присутствует СРЕДИННЫЙ стиль — не слишком литературно и не слишком упрощенно. Это говорит о том, что Вы хорошо владеете языком, у Вас есть писательские способности. Пишите книгу! Только найдите интересную тему…

10 июня, 2020 02:54
Ответ для   Татьяна

Отлично! Я думаю, что у вас за время путешествий накопилось много историй. Уверен, что получиться интересная книга о путешествиях, о странах, о людях

Михаил Шварц
5 июня, 2020 18:45

Красиво у вас там. Видно, как проснулась природа.